Золотые и бронзовые украшения с эмалью известны и пользуются большой популярностью с незапамятных времен. Во все времена украшения с эмалью считались высшим пилотажем ювелирного мастерства. Суть технологии эмалирования заключается в следующем: поверхность ювелирных украшений полностью или частично покрывается стекловидной массой, которая в дальнейшем обжигается.
Многие полагают, что ювелирным украшениям с эмалью мы обязаны древним ювелирам из Индии и Египта. Но похоже, что это совсем не так. Во-первых, многие древние источники и находки свидетельствуют, что первоначально эмальерное искусство зародилось в Микенском царстве на Кипре, а затем уже распространилось в Древнем Египте, Античной Греции, Персии, Индии, Риме и Византии, а затем уже и не периферии византийского мира: Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении. Искусство эмали на Руси имеет большую историю, только у нас его название было другим — «финифть» (от др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτ?ν, от χυμε?ω — «смешиваю», «химичу»: здесь ведь действительно результат зависит от правильной смеси и состава эмали!). К примеру, первые на Руси медные и бронзовые изделия, выполненные с применением выемчатой эмали, относятся еще к III-V веку, а перегородчатые эмали по серебру и золоту встречаются уже со во второй половины XI и XII веков. Если Вы все еще удивлены этим фактом, то Ваше удивление моментально развеется, как только Вы попадете в какую-нибудь старинную церковь, где Вы увидите множество самых разных культовых предметов церковного уклада, которые украшены финифтью.
Вообще, говоря об эмали, на ум приходят иллюстрации старинных книг, на которых изображены царь с чашей в руке, украшенной ярким узором; необычайно нарядные царицы, хранящие в ларцах фамильные драгоценности из золота и серебра с поверхностью украшенной богатым узором, спорящим с драгоценными камнями искусной огранки.
Да, Древняя Русь не была первооткрывателем этого искусства, скорее достойным продолжателем. Но благодаря тщательности и тонкости работ, гармоничному подбору цветов, использованию техники выемчатой и перегородчатой эмали, эмальеры Руси славились в Европе наравне с Византийскими умельцами. Русское эмальерное искусство имеет богатую историю. За многовековую историю своего существования русская эмаль не только сохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценную жемчужину русского и мирового искусства.
Чем же так привлекала к себе эмаль ювелиров и покупателей?
Ответ прост: большими декоративными возможностями; не подверженностью к влиянию света, времени, воздуха; способностью цвета не тускнеть; возможностью сохранять свой первоначальный вид (свежесть и прозрачность).
Украшения с эмалью и сегодня находятся на пике популярности. Эмаль на золотых ювелирных украшениях и дорогой брендовой ювелирной бижутерии (например, как здесь: https://www.marinaberlucci.ru) — это классика, которая всегда в моде. В зависимости от времени и стилей, которые развивались в определенные промежутки времени, а так же от места производства, эмаль то подыгрывала драгоценным камням (была подчинена общему декору), то являлась главенствующим элементом украшения. Независимо от ее роли на ювелирном украшении она на протяжении долгих лет актуальна.
В процессе многовекового совершенствования технологий возникло несколько видов эмалирования. Конструктивные особенности украшения, которые удерживают эмаль на поверхности, являются основным классифицирующим признаком.
Самой сложной и требующей особых знаний и мастерства является «перегородчатая эмаль». Метод состоит в том, что на поверхность металла (бронзы, серебра или золота) напаивается тонкая проволочка так, чтобы получились ячейки, которые в дальнейшем наполняются эмалью необходимого цвета. В результате получается четкий контурный рисунок из бронзовых (серебряных, золотых) линий, которые по восприятию погружены в разноцветную эмаль, сияющую необычным блеском. Здесь же стоит упомянуть и технику эмалирования в сканых обрамлениях. Эта техника очень близка к перегородчатой эмали, однако здесь перегородками является витая проволока, из которой составляются орнаментные композиции.
Также получила широкое распространение «выемчатая эмаль». Выемчатая эмаль достигается путем создания специальных углублений (выемок) за счет которых и укрепляются эмалевые составы. Выемки могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и т.д.
Самым сложным и, следовательно, дорогостоящим в эмальном деле процессом является «эмаль по рельефу». Покрытие эмалью литых и чеканных рельефов вызывает трудности связанные с тем, что при обжиге на выпуклых частях поверхности украшения эмаль не удерживается (либо стекает в более низкие части рельефа, либо при недостаточном ее количестве — выгорает). Секрет успеха заключается в строгой последовательности обжига. Сначала обжигаются тугоплавкие, а затем легкоплавкие эмали. Также для достижения нужного результата необходимо применять только лишь качественные эмали.
Самой сказочной по красоте является «расписная эмаль». Она подразумевает нанесение различных орнаментов и изображений трав, зверей, цветов, жанровых сцен на поверхность изделия. Этот вид эмалирования тоже является дорогостоящим, так как занимает огромное количество времени. Вначале слой за слоем наносится грунтовая эмаль с последовательным обжигом. Роспись же начинается только лишь после предварительной разметки. Расписывается ювелирное украшение специальными красками на эфирных маслах. Каждое нанесение нового колера сопровождается обжигом. Обжиг осуществляется с учетом температуры плавления каждого колера.
Шикарным вариантом ювелирного украшения может служить экземпляр, выполненный с применением «витражной эмали». Конструктивная основа такого изделия представлена ажурной сквозной сеткой. Сквозные отверстия сетки могут быть скаными или выпиленными. Отверстия заполняются эмалевой массой, и ювелирное украшение обжигается до застекления отверстий. Украшение, выполненное посредством этой техники, смотрится очень воздушно и оставляет неизгладимое впечатление.
Хотелось бы также упомянуть и не совсем распространенную технику, предусматривающую вплавление между слоями эмали вырезанных из фольги изображений, которые покрываются несколькими слоями эмали и выглядят как зависшее чудо в пространстве стеклянного покрытия.
С вопросом: «Как размещают эмаль на украшении?» разобрались, но многих, наверное, интересует вопрос: «А что делает эмаль цветной?» Все богатство палитры, насыщенность и необыкновенные переливы цвета достигаются посредством использования окисей различных металлов.
Например, для получения желтого цвета в эмаль добавляют трехокись сурьмы; различные оттенки красного достигаются путем добавления соединений золота, окиси железа и хрома; синий и голубой цвета получаются в результате добавления окиси кобальта; черный цвет обязан своему появлению окиси иридия и марганцу. Также эмали бывают прозрачные, и непрозрачные (опаковые). Непрозрачная эмаль получается благодаря добавлению в сплав окиси олова.
«Marina Berlucci» использует однотонные эмали в своих фирменных медальонах из бронзы, которые используются в разнообразных моделях колье с крестами (см. здесь: https://www.marinaberlucci.ru/cross-collier.html) и колье с цепями — (https://www.marinaberlucci.ru/withchain.html) или (https://www.marinaberlucci.ru/chain-collier.html). Благодаря применению эмали «Marina Berlucci» может предложить покупателям хороший выбор шикарных, легко узнаваемых брендовых украшений. Каждый член «Клуба друзей Марины Берлуччи» может найти достойную модель для собственного использования или на подарок.