Каталог статей
Роскошные авторские колье ручной работы из натуральных камней
Интернет-магазин «Берéя»: винтажные брендовые сумки

Рекомендуемые статьи

Украшения бохо для стильного возраста 14.01.2014

» » » Что такое роскошь?

Что такое роскошь?

Дата: 30.10.2010

1. Этимология

 

Словарь русского языка XI XVII вв. определяет слово «роскошь» как заимствованное из польского rozkosz/razkosz со значением «негование в изобилии всяком». Но уже «Сравнительный русско-польский словарь» С.Б. Линде (18071814) дает почти современное и привычное нам с советского детства определение роскоши как «излишнее удовлетворение мнимых нужд, предпочитая в вещах редкость и платя за оные дорого». Существительное «роскошь» до сих пор не имеет общепринятой этимологии. Некоторые лингвисты (М.Фасмер) полагают, что это слово образовано от глагола «роскохати», т.е. пре-об-любить, окружить обильной любовью, негой; разнежить, обласкать», и далее от праславянского *orzkošь *kosn?ti со значением коснуться, погладить.

 

В латинском языке нашему «роскошь» соответствует существительное «luxuria» (luxuria, ae f и luxuries, ei f [luxus I] 1) изобилие жизненных соков, бурный рост, тучность, пышность (segetum, foliorum V; in herbis inest l. С); 2) резвость, непокорность (taurorum VF); 3) разнузданность (morum Just); 4) высокомерие, своеволие (victoria in haud salubrem luxuriam vertit L)), которое явным образом содержит в себе идею излишества, из-обилия, чрезмерной полноты, неконтролируемого и беспорядочного роста. Есть также мнение, что luxuria является производным от глагола «luxare» со значением «вывихнуть», «сместить» (например: Luxa membra, e suis locis mota et soluta или: Luxo dicitur de rebus quae a naturali statu seu rigore solvuntur, aut flectuntur ). Также вполне вероятно мнение тех лингвистов, которые производят «luxuria» от глагола luo (как в fluo fluxus, имеющего значение «источиться, тощать, истощаться, терять жизненную силу», вполне близкое к идее «расточительства». 

 

Следуя предложенной Фасмером этимологии, лучшее толкование из тех, что приходят на ум — это основанное на переводе польского rozkosz русским отглагольным существительным «разнега», обозначающим одновременно «разнежение» и «разнеженность» с общей идеей «приводить или пребывать в состоянии излишнего телесного комфорта, расслабленности» (приставка «роз/рос» соответствует русскому «раз/рас», смысл которой расширить действие за границы, очерченные исходным корнем), что делает вероятным сближение польского rozkosz и русского «разнега» с греческим Hedypatheia (сладо-страстие), которое также переводится латинским luxuria. Но у такого объяснения есть существенный недостаток: «разнега» приложима только к людям, а не к вещам. Возможно поэтому до революции в России предпочитали обозначать все самое-самое лучшее заимствованным из французского словом «люкс» или «делюкс». Этим обозначалось все самое качественное, что включало в себя, с одной стороны, высокую цену товара или услуги, с другой — надежность и гарантии, а также все сопутствующие товару услуги.

 

2. Определения

 

Как когда-то сказала мудрая К. Шанель, «роскошь это не вызов бедности, это вызов вульгарности». Этим она хотела сказать, что роскошь — это не противоположность бедности, а противоположность вульгарности, пошлости, отсутствию вкуса, невоздержанности в том, что касается меры украшений и получения прочих удовольствий от жизни. Иначе говоря, по мнению Шанель, роскошь это не экономическая категория, а эстетическая, она в голове, а не в кошельке.

 

Еще Аристотель писал, что «среди ... удовольствий существуют такие, что по роду относятся к вещам прекрасным и доброкачественным (ибо согласно делению, произведенному ранее, среди вещей, доставляющих удовольствие, иные по природе достойны избрания, другие им противоположны, третьи находятся посредине, например, имущество и прибыль, победа и почет). По поводу всего и этих вещей, и лежащих посредине людей осуждают не за то, что они испытывают их воздействие, питают к ним влечение и любовь, но за то, как они это делают, а именно за то, что нарушают меру» [1148a24 - 1148a28]. Он же: «большинство, т.е. люди весьма грубые, разумеют под благом [и счастьем только плотские] удовольствия, и потому для них желанна жизнь, полная [плотских] наслаждений....» [1095b16]

 

По Аристотелю «ни одно удовольствие не является делом искусства, .... [поскольку] искусность существует только в умении, хотя искусство приготовлять умащения {т.е. косметика} или готовить пищу {т.е. кулинарное искусство} {или искусство делать украшения} и кажется искусством [телесного] удовольствия.» [1153a25]. Иначе говоря, ни искусство создавать прекрасные ювелирные украшения, ни искусно созданное украшение сами по себе не являются роскошью и не создают ее; роскошь появляется только тогда, когда люди их приобретающие нарушают меру, превращая украшения в источник удовольствия и показатель своего материального благополучия.

 

Как понятие относительное и связанное с материальным богатством определенной нации или сословия по сравнению с другой нацией или сословием (ведь что для одних норма для других излишество, как, например, обычай персов есть сладости на десерт в глазах греков времен Аристотеля), роскошь в течение длительного времени служила орудием манипуляций невежественной толпой в руках попов и политиков, отождествлялась с распутством (lust) и входила в список смертных грехов. Только в XVIII веке были предприняты попытки переосмыслить это понятие и избавиться от негативного смысла, который прочно ассоциировался с ним все это время. В частности, британский философ Джон Локк разделил роскошь на порочную и добродетельную, полезную для общества. 

 

3. Роскошь в современном ювелирном искусстве

 

В наше время многие ювелиры, как люди искусства, предпринимали попытки сформулировать неидеологизированное, позитивное понятие роскоши как обилия прекрасного. В противовес показной, сугубой роскоши или роскоши-для-других они предложили понятие сдержанной или непоказной роскоши как разумную середину между расточительностью и здравым смыслом, между напускным богатством и элегантностью. В вещах, подпадающих под определение неброской или сдержанной роскоши, главное ценность материалов и мастерство исполнения. Своим обладателям они дарят свободу и удовольствие.

 

Например, роскошь для себя, а не для других — это когда о ценности украшения знает только его обладатель, украшение не бьет в глаза показным блеском и позволяет владельцу гордиться приобретением скрыто и достойно (Bulgari).

 

«Understatement — это когда окружающим не сразу ясно, сколько десятков тысяч долларов размещено у тебя на шее, пальцах или в ушах» (Di Modolo).

 

Другие, более прикладные определения роскоши, которые соответствуют нашему пониманию термина:

 

Роскошь — это украшения, которые дают людям повод гордиться обладанием действительно эксклюзивным изделием. Такие украшения всегда были и будут в цене.

 

Роскошь — это не потребительская категория, измеряемая сантиметрами или суммой денег. Это нечто,  данное нам на уровне чувств.

 

Роскошь — это по-настоящему эксклюзивная вещь высочайшего качества.

 

Роскошь — это что-то единственное в своем роде, по-настоящему хорошо сделанное. Даже студенты, у которых ограниченный бюджет, могут потратить чуть больше на одну вещь и носить её долго, вместо того, чтобы бесконечно покупать. Роскошь в том, хорошо ли это сделано, насколько доступно и как долго будет длиться.

 

Роскошь — это когда изнанка так же красива, как и лицо (К. Шанель).

 

Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь (К. Шанель).

 

Дизайнер Марина Берлуччи определяет роскошное украшение как украшение с красивым и технически продуманным дизайном, сделанное искусно и с придирчивым вниманием к мельчайшим деталям, в единственном экземпляре или ограниченным тиражом, из качественных и/или редких материалов, удобное в носке, доставляющее его обладателю счастье, удовольствие и свободу самовыражения.

 

На основе своего понимания Marina Berlucci переформулировала некоторые существующие стили в украшениях в терминах роскоши:

 

1) Роскошь-через-образ-прошлого. Это винтаж или винтажный стиль, когда в украшения привносится эстетика и настроение прошлых эпох, модных когда-то тенденций и декоративных элементов.

 

2) Роскошь-очевидная-для-других. С этим все понятно: можно, но только осторожно :). Украшения из метаколлекции «Престиж».

 

3) Роскошь-in-dark. Это готика или готический стиль с его пристрастием к черному и соответствующей средневековой символике. Сюда же можно отнести и все, что связано с различными жанрами современной тяжелой музыки (heavy metal, hard rock, death metal, punk), использующих в украшениях похожую эстетику. Примеры украшений в подобной стилистике в коллекции богемных украшений.

 

4) Роскошь-на-все-времена. Определенно, это не украшения с черным агатом (гагатом) и прочая траурная бижутерия, которую многие у нас почему-то прочно ассоциируют с классическим стилем. Классика — это то, что везде и всеми безоговорочно воспринимается как универсальный эталон красоты, как, например, украшения Мириам Хаскелл или Коко Шанель.

 

5) Роскошь-для-себя (Сдержанная роскошь) — это как раз тогда, когда о ценности украшения знает только его обладатель, украшение не бьет в глаза показным богатством и блеском, позволяя владельцу гордиться своим украшением неприметно и достойно. Такие украшения сосредоточены в основном в метаколлекции «Эстета»  (https://www.marinaberlucci.ru/esteta.html).

 

6) Роскошь-на-каждый-день. Это стиль Casual. Здесь Марина Берлуччи видит свою задачу в том, чтобы, несмотря на жесткие рамки суетной повседневности, не оставляющей места для роскоши, а также выбранного нами материала (а это все-таки не пластик и прочая легкомысленная синтетика, а натуральные камни!), предложить что-либо оригинальное, изящное и максимально комфортное.

 

Если вы предпочитаете покупать украшения, которые можно было носить в течение дня и на работе, то выбирайте украшения Marina Berlucci в стиле «Роскошь на каждый день» или «Роскошь-на-все-времена».

Голосов: 0 Рейтинг: 0

Просмотренные материалы

    Записей не найдено.

Подписка
на рассылки