Обработка драгоценных камней — одно из самых трудных ремесел, усвоение которого требует длительного ученичества, а для полного овладения мастерством — недюжинных художественных способностей. Однако массовое производство мелких изделий из камней, главным образом бус, вставок в перстни и прочие, ограничивалось небольшим числом операций, выполнение которых, по-видимому, согласно традиции, идущей из глубокой древности, разделялось между несколькими мастерами. В феодальных городах средневековой Европы цеховые организации гранильщиков объединяли обычно мастеров двух-трех специальностей: огранщиков, сверловщиков и резчиков печатей. Сохранились очень ранние цеховые уставы гранильщиков Парижа, Оберштейна, Фрейберга и Богемии. Уставы требовали десятилетнего срока ученичества — наиболее длительного из сроков обучения ремеслам.
О разделении труда и специализации в отдельных видах обработки камня в книге Бируни свидетельствует ряд упоминаемых им наименований мастеров — таких, как шлифовальщик, сверловщик, резчик печатей, низальщик ожерелий. Даже один вид обработки камня разделялся иногда на несколько операций, выполнявшихся разными мастерами, что, конечно, значительно увеличивало производительность труда. Так, просверливание камня обычно велось в два приема. Сначала мастер сверлом с крупным алмазом надсверливал бусину, а затем подмастерья или ученики уже окончательно просверливали ее. Если сверловка велась с двух сторон навстречу, то число операций удваивалось и добавлялась еще операция переклейки заготовок на новую доску. У прозрачных камней полученный не совсем ровный канал еще обычно сглаживался трением на проволоке, смазанной наждачной кашицей, а иногда и прополировывался.
Мы приведем из книги Бируни два отрывка, очень колоритно описывающих обстановку работы резчиков хрусталя и сверловщиков жемчуга.
Бируни пишет, что в Басре из горного хрусталя "выделываются сосуды и другие предметы. На месте его обработки имеется мастер-разметчик, перед которым раскладывают крупные и мелкие куски хрусталя, он рассматривает их и соразмеряет, какие наиболее красивые предметы могут из жих получиться и как лучше всего их обточить; затем он делает на каждом куске соответствующую разметку, после чего они передаются другим мастерам, которые изготовляют из них то, что он сказал; разметчик получает плату в два раза большую, чем остальные работники, в соответствии с сутью разницы между знанием мастера и работой ремесленника".
Окол и обрезки хрусталя и агата, из которых изготовлялись крупные художественные изделия, шли, очевидно, на изготовление массовой продукции — бус, вставок, шашек для игры и т. п. Неизвестно, обрабатывались ли эти отходы в тех же мастерских учениками или они передавались мастерским, специально вырабатывавшим массовый товар.
Если первый отрывок раскрывает нам положение мастера-художника, то второй отрывок говорит об участи ученика — сверловщика жемчуга: "Кто знает ему (жемчугу) цену, не осмеливаются сами просверлить до конца особо дорогие зерна, а бросают их ученикам, не понимающим их истинной ценности, и они смело продолжают над ними работу, при этом у них руки не трясутся от боязни несчастных случайностей; ибо если это будет делаться с опаской, то во время сверления может что-нибудь случиться и жемчужина рассыплется; иногда ученикам дают пощечину, заставляя их плакать, чтобы отвлечь их плачем от попыток задумываться; когда же жемчужины будут просверлены, опасность минует".